Системно- деятельностный подход в преподавании биологии
Ведущая идея: Реализация системно-деятельностного подхода на уроках биологии и развитие познавательного интереса к предмету на его основе.
Главной целью образования сегодня становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться.
Цель моей методической системы: на уроках и во внеурочное время создать условия для развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе реализации системно-деятельностного подхода и обеспечение на его основе фундаментального качественного образования в области биологии.
Реализации поставленной цели способствует решение следующих задач:
- активизация познавательной деятельности школьников через использование современных информационных технологий, проектную и исследовательскую деятельность, совместную деятельность учителя и учащихся по решению основных задач урока;
- формирование коммуникативных, рефлексивных, информационных и проектных компетентностей учащихся, а также умений использовать приобретенные знания для решения практических задач повседневной жизни.
Реализация системно-деятельностного подхода обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1) Принцип деятельности
2) Принцип непрерывности
3) Принцип целостности
4) Принцип минимакса
5) Принцип психологической комфортности
6) Принцип вариативности
7) Принцип творчества
Содержание
1. Кроме базового уровня преподавание биологии ведется:
8 класс – предпрофильная подготовка – 1 час в неделю ;
9 класс – факультатив - 1 час в неделю;
10-11 класс – элективные курсы (1 (2) /2 ч. в неделю).
2. Деятельностный подход на уроках осуществляется через:
- Моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях;
- Использование активных и интерактивных методик;
- Участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности.
- Вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность, а также проектную деятельность - обеспечивающих свободный поиск эффективного, отвечающего индивидуальности ребёнка, подхода к решению задачи.
- Приобретение и овладение знаниями осуществляется в деятельности и общении на основе сотрудничества участников учебного процесса (учитель – ученик, ученик – ученик).
- Использование разнообразных форм, методов и приемов обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
- Создание на уроке ситуаций выбора, предоставляющих ученику необходимое пространство свободы для определения основных компонентов своего образования: целей, задач, форм и методов обучения, личностного содержания (сверх образовательного стандарта).
Обеспечение свободы самовыражения и возможности выбора на уроках биологии осуществляется при помощи следующих средств: использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него виды и формы учебного материала, действия с учебным материалом и уровень его сложности; предоставление возможности выбора формы работы (индивидуальная, парная, групповая); создание ситуаций выбора способов, форм, методов контроля, исходя из параметров развития личности; предоставление возможности выбора вида, формы, объема и сложности домашнего задания; стимулирование к выбору и использованию разных способов выполнения задания; создание ситуаций нравственного выбора; создание ситуаций, позволяющих высказывать свою точку зрения, аргументируя свой ответ.
- Обеспечение состояния успешности каждого школьника и позитивного эмоционального фона при освоении биологии.
- Разумное и квалифицированное использование компьютерных технологий, способствует реализации стандарта образования, а также повышению интереса и мотивации учащихся к изучению биологии, активизации их познавательной деятельности.
Реализуются следующие направления работы с использованием цифровых образовательных технологий:
• Использование компьютерных обучающих программ.
• Создание мультимедийных сценариев уроков.
• Использование ЦОР во внеурочной и урочной деятельности.
• Осуществление контроля знаний учащихся с использованием компьютерных программ .
• Использование сетевых ресурсов Интернет.
• Использование интерактивной доски.
Формы обучения
Процесс обучения организуется в различных формах.
Основной формой организации учебных занятий по биологии, как и прежде, остается урок того или иного типа. Стремясь обновить урочные занятия, сформировать интерес к процессу учебной деятельности, к достижению практического конечного результата, я использую нестандартные уроки как одну из форм активного обучения. Тем не менее, обязательными элементами практически каждого урока являются:
- Актуализация знаний- создается проблемная ситуация, которая предполагает наличие разных вариантов решения проблем.
- На этапах постановки учебной задачи и открытия нового знания идет поиск, анализ, структурирование информации. Проводится лабораторное и виртуальное исследование. Эффективность данного этапа урока достигается за счет работы в группах постоянного и сменного состава, организации проектной деятельности. Коллективная деятельность учащихся организуется в форме мозгового штурма, с помощью которого выбирается метод разрешения проблемной ситуации.
- На этапе включения нового знания в систему и повторения используются такие формы работы, как индивидуальная работа при решении количественных и качественных задач, организуется индивидуальная ликвидация пробелов в знаниях учащихся на основе самоконтроля и взаимоконтроля.
- Особого внимания заслуживает этап обобщения полученных знаний и рефлексии учебной деятельности. В практике своей работы использую такие приемы обучения как синквейн, кластер и кроссенс, которые позволяют соединить аналитическую и творческую деятельность.
- Важным этапом каждого урока является этап рефлексии. Учащиеся на этом этапе осознают механизм познания, анализируют свою деятельность на уроке, оценивают значимость изученного материала.
Формы организации деятельности учащихся.
В работе используются все формы организации деятельности учащихся, однако их выбор определяется типом урока, выбранным методом обучения и когнитивными стилями учащихся.
Именно когнитивные стили принимаются во внимание как важнейший фактор при комплектовании групп. Разделение учащихся на группы в зависимости от когнитивного стиля и обучение их с учетом познавательных особенностей позволяет ученикам достичь одного уровня знаний, причем путем наиболее для них удобным, так как принцип построения работы учащихся соответствует их когнитивным стилям.
В зависимости от методической задачи дифференцирование производится как на группы, объединяющие учеников одного когнитивного стиля (гомогенные), так и на группы, в состав которых входят ученики, обладающие разными когнитивными стилями (гетерогенные).
Методы обучения
Выбор методов обучения зависит от характера изучаемого материала и уровня подготовленности обучающихся.
- Коммуникативные (диалог, метод проектов, презентации);
- Проблемно-поисковый (проблемное изложение, учебная дискуссия);
- Исследовательский метод;
- Частично-поисковый, или эвристический метод.
При использовании проблемно-поискового и исследовательского метода учебный процесс организую путём применения системы теоретических и практических исследовательских заданий, характеризующихся высоким уровнем проблемности. При достаточном уровне подготовки учеников использую задачи, не имеющие однозначного решения, при этом главным для меня является умение учеников выдвигать гипотезы и защищать их
Педагогические технологии
1) Обучение в сотрудничестве.
2) Развивающее обучение.
3) Метод проектов.
4) Исследовательские методы
Результаты работы:
- Показатели успеваемости – 100% , качества знаний – 72% .
- Одним из показателей эффективной работы являются достижения учащихся на предметных олимпиадах, так как большое внимание уделяется работе с одаренными детьми. Ежегодно учащиеся становятся призерами и победителями муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников.
- Немаловажным показателем является творческая активность учащихся. Ежегодно ученики становятся участниками и победителями научно практических конференций школьного, муниципального и областного уровней. А так же победителями районных и областных исследовательских конкурсов.
- Поступление учащихся в ВУЗы ( медицинский, педагогический).