Сайт учителя биологии                        Ковшаревой Ольги Михайловны

...
Проголосуй за наш сайт
Меню сайта
Наш опрос
Как вы относитесь к электронным учебникам?
Всего ответов: 121
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Моя методическая система

Системно- деятельностный подход в преподавании биологии

Ведущая идея: Реализация системно-деятельностного подхода на уроках биологии и развитие познавательного интереса к предмету на его основе.

Главной целью образования сегодня становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться.

Цель моей методической системы: на уроках и во внеурочное время создать условия для развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе реализации системно-деятельностного подхода и обеспечение на его основе фундаментального качественного образования в области биологии.

Реализации поставленной цели способствует решение следующих задач:

  • активизация познавательной деятельности школьников через использование современных информационных технологий, проектную и исследовательскую деятельность, совместную деятельность учителя и учащихся по решению основных задач урока;
  • формирование коммуникативных, рефлексивных, информационных и проектных компетентностей учащихся, а также умений использовать приобретенные знания для решения практических задач повседневной жизни.

Реализация системно-деятельностного подхода обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности

2) Принцип непрерывности

3) Принцип целостности

4) Принцип минимакса

5) Принцип психологической комфортности

6) Принцип вариативности

7) Принцип творчества

Содержание   

1. Кроме базового уровня преподавание биологии ведется:

8 класс  – предпрофильная подготовка – 1  час в неделю ;

9 класс –  факультатив   - 1 час в неделю;

10-11 класс – элективные курсы (1 (2) /2 ч. в неделю).

 

2. Деятельностный   подход на  уроках осуществляется через:

  1. Моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях;
  2. Использование активных и интерактивных методик;
  3. Участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности.
  4. Вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность, а также проектную  деятельность - обеспечивающих свободный поиск эффективного, отвечающего индивидуальности ребёнка, подхода к решению задачи.
  5. Приобретение и овладение знаниями осуществляется в деятельности и общении на основе сотрудничества участников учебного процесса (учитель – ученик, ученик – ученик).
  6. Использование разнообразных форм, методов и приемов обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
  7. Создание на уроке ситуаций выбора, предоставляющих ученику необходимое пространство свободы для определения основных компонентов своего образования: целей, задач, форм и методов обучения, личностного содержания (сверх образовательного стандарта).

Обеспечение свободы самовыражения и возможности выбора на уроках биологии осуществляется при помощи следующих средств: использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него виды и формы учебного материала, действия с учебным материалом и уровень его сложности; предоставление возможности выбора формы работы (индивидуальная, парная, групповая); создание ситуаций выбора способов, форм, методов контроля, исходя из параметров развития личности; предоставление возможности выбора вида, формы, объема и сложности домашнего задания; стимулирование к выбору и использованию разных способов выполнения задания; создание ситуаций нравственного выбора; создание ситуаций, позволяющих высказывать свою точку зрения, аргументируя свой ответ.

  1. Обеспечение состояния успешности каждого школьника и позитивного эмоционального фона при освоении биологии.
  2. Разумное и квалифицированное использование компьютерных технологий, способствует реализации стандарта образования, а также повышению интереса и мотивации учащихся к изучению биологии, активизации их познавательной деятельности.

Реализуются следующие направления работы с использованием цифровых образовательных технологий:

• Использование компьютерных обучающих программ.

• Создание мультимедийных сценариев уроков.

• Использование ЦОР во внеурочной и урочной деятельности.

• Осуществление контроля знаний учащихся с использованием компьютерных программ .

• Использование сетевых ресурсов Интернет.

• Использование интерактивной доски.

 

Формы обучения

Процесс обучения организуется в различных формах.

Основной формой организации учебных занятий по биологии, как и прежде, остается урок того или иного типа.  Стремясь обновить урочные занятия, сформировать интерес к процессу учебной деятельности, к достижению практического конечного результата, я использую нестандартные уроки как одну из форм активного обучения. Тем не менее, обязательными элементами практически каждого урока  являются:

  • Актуализация знаний-  создается проблемная ситуация, которая предполагает наличие разных вариантов решения проблем.
  • На этапах постановки учебной задачи и открытия нового знания идет поиск, анализ, структурирование информации. Проводится лабораторное и виртуальное исследование. Эффективность данного этапа урока достигается за счет работы в группах постоянного и сменного состава, организации проектной деятельности. Коллективная деятельность учащихся организуется в форме мозгового штурма, с помощью которого выбирается метод разрешения проблемной ситуации.
  • На этапе включения нового знания в систему  и повторения используются такие формы работы, как индивидуальная работа при решении количественных и качественных задач, организуется индивидуальная ликвидация пробелов в знаниях учащихся на основе самоконтроля и взаимоконтроля.
  • Особого внимания заслуживает этап обобщения полученных знаний и рефлексии учебной деятельности. В практике своей работы  использую  такие приемы обучения как синквейн, кластер и кроссенс, которые позволяют соединить аналитическую и творческую деятельность.
  • Важным этапом каждого урока является этап рефлексии. Учащиеся на этом этапе осознают механизм познания, анализируют свою деятельность на уроке, оценивают значимость изученного материала.

Формы организации деятельности учащихся.

В работе используются все формы организации деятельности учащихся, однако их выбор определяется типом урока, выбранным методом обучения и когнитивными стилями учащихся.

Именно когнитивные стили принимаются во внимание как важнейший фактор при комплектовании групп. Разделение учащихся на группы в зависимости от когнитивного стиля и обучение их с учетом познавательных особенностей позволяет ученикам достичь одного уровня знаний, причем путем наиболее для них удобным, так как принцип построения работы учащихся соответствует их когнитивным стилям.

В зависимости от методической задачи дифференцирование производится как на группы, объединяющие учеников одного когнитивного стиля (гомогенные), так и на группы, в состав которых входят ученики, обладающие разными когнитивными стилями (гетерогенные).

Методы обучения    

Выбор методов обучения зависит от характера изучаемого материала и уровня подготовленности обучающихся.

  • Коммуникативные (диалог, метод проектов, презентации);
  • Проблемно-поисковый (проблемное изложение, учебная дискуссия);
  • Исследовательский метод;
  • Частично-поисковый, или эвристический метод.

При использовании проблемно-поискового и исследовательского метода учебный процесс организую путём применения системы теоретических и практических исследовательских заданий, характеризующихся высоким уровнем проблемности. При достаточном уровне подготовки учеников использую задачи, не имеющие однозначного решения, при этом главным для меня является умение учеников выдвигать гипотезы и защищать их

 

Педагогические технологии  

1) Обучение в сотрудничестве.

2) Развивающее обучение.

3) Метод проектов.

4) Исследовательские методы

  

Результаты работы:

  • Показатели успеваемости – 100% , качества знаний – 72% .
  • Одним из показателей эффективной работы являются достижения учащихся на предметных олимпиадах, так как большое внимание уделяется работе с одаренными детьми. Ежегодно учащиеся становятся призерами и победителями муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников.
  • Немаловажным показателем является творческая активность учащихся. Ежегодно ученики становятся участниками и победителями научно практических конференций школьного, муниципального и областного уровней. А так же победителями районных и областных исследовательских конкурсов.
  • Поступление учащихся в  ВУЗы ( медицинский, педагогический).